ШКОЛА И ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЧЕ-ЛОВЕЧЕСТВА
Dimusikus сайт миллионера.
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Мои проэкты:
Переделка A4Tech X6-80D
GameMaker Tools
GameMaker MapAutoGrid
Saboteur ремейк на PC
Расширение функций мыши
Программа офис лодырь
Архив новостей
Заработок на рассылках
Возможно ли заработать в интернете?
Лучший заработок на сайте с системой Линк
Заработок на Flash играх от НеоСофт. Партнерская программа для владельцев сайтов
Самая доходная партнёрка по оплате за клики это Тизер
Как бесплатно заработать биткоины
Партнерская программа Alawar
WMzona
Как заработать на играх? очень просто!
Web-IP
Как заработать на сайте c системой Бегун
Sainw
Партнёрская программа фото страны
Mail-click
Самый качественный хостинг
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

ШКОЛА И ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЧЕ-ЛОВЕЧЕСТВА

основные педагогические идеи шумерские школы.
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

ШКОЛА И ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЧЕ-ЛОВЕЧЕСТВА

Выполнил: студентка 225 груп-пы ИФиИ
Толмачева Евгения Михайлов-на

Проверил: ст.пр. кафедры педагогики
Непомнящая Галина Нико-лаевна

КОМСОМОЛЬСК – НА – АМУРЕ
2003г.

ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

История педагогики под редакцией М.Ф.Шабаевой, Москва 1981 г.

На самой ранней стадии развития общества, в период перво-бытного строя, условия жизни вынуждали людей держаться всем вместе, коллективно. В этом обществе все было коллективным, еще не существовало социального неравенства и классов, люди жили в общих жилищах и сообща воспитывали детей, которые принадлежали всему роду.
В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в доступную для них деятельность. С малых лет они принимали активное участие в добывании средств пропитания – занимались собирательством съедобных растений, их плодов.
С возрастом степень их участия в совместном труде с взрос-лыми увеличивалась. Вместе со старшими и под их руководством дети и подростки приобретали необходимые жизненные и трудо-вые умения и навыки.
Вполне естественным было различие в воспитании мальчиков и девочек. Первые вместе с мужчинами участвовали в охоте и рыбной ловле – их учили стрелять из лука, бороться, ездить вер-хом. Девочки же помогали женщинам готовить пищу, делать оде-жду, посуду. Всех детей непременно приучали ухаживать за жи-вотными, заниматься земледелием, обучали ремеслам.
Дети являлись непременными участниками общинных празд-ников, включавших в себя обрядовые игры, пляски, пения, жерт-воприношения. Родовая община поручала старейшим, умудрен-ным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, традициями, историями рода, религиозными верованиями, воспи-тывать у младших почитание старших и умерших. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное народное творчество: легенды, сказки, предания, песни.
Переходу юношей и девушек в полноправные члены рода предшествовала специальная подготовка под руководством самых авторитетных и мудрых людей. Она заканчивалась обрядом ини-циации – посвящением, состоявшим из публичных испытаний, в которых проверялась готовность молодежи к выполнению обязан-ностей взрослого члена общества.

ВОСПИТАНИЕ В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБ-ЩЕСТВА
История педагогики под редакцией Н.А. Константинова, Москва 1982г.
С появлением частной собственности, рабства и моногамной семьи наступило разложение первобытного общества – возник ин-дивидуального брака. Семья становиться одним из важнейших общественных явлений, основной ячейкой общества, к ней перешла от родовой общины функция воспитания детей.
Семейное воспитание стало массовой формой воспитания - стали возникать первые школы.
Появились господствующие группы населения – жрецы, вож-ди, старейшины, которые стремились отделить умственное образо-вание от обучения занятиям, требующим физического труда. За-чатки знаний (обмер полей, предсказание наводнений рек, приемы лечения людей и д.р.) жрецы и вожди стремились сосредоточить в своих руках, сделали их полностью своей привилегией. Для обу-чения этим знаниям создавались специальные учреждения - школы, так в Древней Мексике дети знатных людей были освобождены от физического труда и учились в особом помещении, где изучали науки, которые были неизвестны простым людям (например, пиктографическое письмо, наблюдения за звездами, расчеты пло-щадей) – это возвышало их над остальными.
Физический труд же стал уделом простых людей. В их семьях дети все также рано приучались к труду, родители передавали им свой опыт.

ВОСПИТАНИЕ В РАННИХ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИХ ГОСУ-ДАРСТВАХ

В рабовладельческих государствах Древнего Востока, Греции и Рима начинают уже складываться первые системы воспитания – семейного и общественного, зарождаются первые педагогические теории.

ВОСПИТАНИЕ В ШУМЕРЕ
Е.И.Зейлигер-Рубинштейн Очерки по истории воспитания и педагогической мысли, Москва 1978 г.
Воспитание в раннем рабовладельческом обществе можно проследить на примере государства Шумеров.
Шумеры с V тысячелетия до н.э. обитали между Тигром и Евфратом (Двуречье), в южной Месопотамии, их государство представляло собой доклассовое, примитивно рабовладельческое государство с монархической деспотической властью.
Изучавшие страну Шумер ассириологии и археологи устано-вили, что шумеры создали древнейшую цивилизацию человечества. В своей стране они заложили основы государственности, издали самый древний в мире свод законов, обнаружили научные и технические познания, создали эпическую поэзию и другие жанры литературы, отразили в памятниках свои религиозные и мифоло-гические представления о мире, его происхождении, свои этические идеалы.
Все эти и многие другие свидетельства культуры шумеров стали известными благодаря обнаружению во время раскопок в местах обитания этого народа многочисленных глиняных табличек и прочтению записанных на них текстов. Как показали исследова-ния, именно у шумеров в середине III тысячелетия до н.э. изобра-зительное или пиктографическое, письмо превращается в комби-нации клинообразных черточек, т.е. в клинопись. С появлением письменности в целях подготовки писцов стали возникать школы.
Писцы делились на младших и старших; были писцы царские и храмовые, писцы с узкой специализацией и писцы высокой ква-лификации, которые занимали важные государственные должности. Это дает основание предполагать, что подготовки писцов разного назначения были и школы с различными учебными программами. Если в середине III тысячелетия до н.э., когда подготовка писцов не дифференцировалась, в школах обучали лишь чтению и письму, то во второй половине этого же тысячелетия наряду с такими шко-лами существовали и школы с расширенной учебной программой, которые были очагами шумерской культуры. О содержании и организации работы этих первых в истории воспитания школ известно из работ С. Крамера.
В результате раскопок ученый обнаружил многочисленные таблички явно школьного характера. На одних табличках - пропи-си, отрывки из «учебников», другие таблички написаны рукой ученика. В отдельных « учебниках», составленных учителями, тексты которых ученики должны были переписывать и заучивать наизусть, содержались списки слов, обозначавших названия де-ревьев и кустарников, животных и птиц, стран и городов, камней и минералов. Все это свидетельствует о замечательных знаниях шумеров в области ботаники, зоологии, географии и минералогии. В этих «учебниках» содержались и математические тексты, задачи и их решения, а также грамматические упражнения, литературные произведения различных жанров, отражавшие религиозные и ми-фологические представления народа, его нравственные идеалы.
Идеологическому воспитанию учеников служила «назида-тельная литература», представленная, в частности, сборниками пословиц и загадок. Переписывались и заучивались материалы технического и медицинского характера. Поэтому из такой школы выходили не только писцы, но и учителя, ученые, литераторы.
Таким образом, перед нами свидетельство того важного фак-та, что задачей школы, первой школы в истории человечества, ста-ла передача ученикам того уровня научных знаний, которого мог достичь народ на первых ступенях развития цивилизации, и не только передача, но и стремление обучить и воспитать поколение, которое в будущем усовершенствует, эти знания и будет способст-вовать их усвоению последующими поколениями.
Программа обучения делилась на 2 части: первая заключалась в запоминании знаков и упражнении в их написании; вторая - упражнения литературного характера – списывались и заучивались поэтические и религиозные тексты, гимны царям и богам, пословицы и поучения морально-этического характера.
Дети проводили в школе целый день, режим был очень стро-гим, основной мерой воздействия служили физические наказания. Обо всем этом мы знаем из обнаруженного С. Крамером «очерка», составленного анонимным автором-учителем, в нем воспроизво-дится весь день школьника, вплоть до возвращения его домой. В этом «очерке», занесенном на глиняные таблички, содержится одна любопытная подробность. Автор признается, что учителя по-лучают весьма незначительное вознаграждение за свой труд, по-этому он охотно принял предложение отца ученика посетить их дом. Инициатива приглашения принадлежала ученику, и смысл ее понятен. Учитель был принят с почетом, угощен и одарен, за что он осыпал похвалами мальчика к большому удовольствию его от-ца. «Очерк» датируется II тысячелетием до н.э.
О социальном составе учеников можно судить по табличкам, на которых обозначалась фамилия ученика, а также профессия от-ца. Родителями учеников были лица, занимавшие высшие светские, духовные и административные должности: послы, капитаны кораблей, жрецы, управляющие храмами, подрядчики, надсмотр-щики, налоговые чиновники, счетоводы, т.е. имущие горожане.
Итак, говоря о воспитании в Шумере, следует прежде всего отметить, что впервые в истории человечества, воспитание выде-ляется как самостоятельная функция общества. Основной, но не единственной стороной воспитания становится обучение, которое осуществляется в специально организованных учебно-воспитательных учреждений – школах.
Однако термина «школа» еще не существует. Школа называ-ется «дом табличек», учитель – «отец дома табличек», его помощ-ник – «старший брат», ученик – «сын дома табличек». Физический труд был полностью исключен из школьных занятий и жизни уче-ников. Дети рабов, как и большинство детей ремесленников и землевладельцев, остаются вне какого-либо организованного вос-питания и обучения.
В Шумерах были организованы специальные школы для жриц девочек, в которых они обучались чтению, письму, музыке и тан-цам.
В последствии с конца III тысячелетия до н.э. при образова-нии Аккадского, а затем и Вавилонского государств, были органи-зованы школы для жрецов и судей, в которых помимо общих предметов преподавали право, обучали астрономии, астрологии, гаданию по печени животных.
С конца III тысячелетия до н.э. шумерский язык начинает постепенно вытесняться аккадским. Этот процесс завершается в Вавилонском царстве при первой вавилонской династии. Таким образом, шумерский язык остается только в религиозных обрядо-вых текстах, аккадский же становится господствующим, вследствие чего были составлены пособия для изучения уже мертвого шумер-ского языка.

ВОСПИТАНИЕ В ЕГИПТЕ
Педагогическая энциклопедия в 4-х томах под редакцией И.А. Кар-пова, Москва 1964г.
В начале III тысячелетия до н.э. в Египте сложилась рабовла-дельческая деспотия. К этому времени относится и возникновение письменности. Уже в период Древнего Царства существовал раз-витый бюрократический аппарат, состоящий из чиновников раз-личных рангов. Тогда же при дворе фараона были созданы шко-лы, в которых обучали будущих писцов. Затем появились школы при храмах, а в Новом Царстве – при крупных государственных учреждениях. В школах обучали мальчиков от 5 до 16 лет; начи-ная с 12 лет, ученики уже работали в канцеляриях, выполняли ра-боту писцов. Занятия продолжались с раннего утра до позднего вечера. Обед приносили из дома, обычно он состоял из 3-х хлебцев и 2-х кружек пива. В школе царила суровая дисциплина, были в ходу телесные наказания. До нас дошли школьные поговорки: «уши мальчика на его спине», «у юноши есть спина, он слушает, когда его бьют».
Основными предметами, необходимыми для будущих чинов-ников, были чтение, письмо и счет. Египетские иероглифы (их около 700) делятся на 2 группы: однобуквенные (алфавитные), 2- и 3-буквенные, детерминативы. Гласных звуков египтяне не писали. На папирусах писали скорописью – иератикой, а в VII в. до н.э. появилась сокращенная скоропись – демотика.
Чтобы овладеть грамотой, нужно было долго учиться, поэто-му в древнеегипетских папирусах очень часто встречаются поуче-ния такого рода: «обрати свое сердце к книгам», « полюби книги больше, чем свою мать», «люби писания и ненавидь танцы», «пиши целый день пальцами твоими и читай ночью».
Обучение грамоте состояло из заучивания иероглифов, устно-го чтения текста (обычно читали хором и нараспев). Писали тон-кой тростниковой палочкой черной краской; красной начинали но-вый абзац, отсюда пошло выражение «красная строка», и ставили красные точки, отделяя строчки в поэтических произведениях. Сначала писали на черепках глиняных сосудов и обломках извест-няка. Когда ученик овладевал письмом, ему разрешалось писать в «тетради» - длинном узком (16 см) свитке папируса. Нередко употребляли использованный папирус, с которого смывали уже ненужный текст. В начале упражнения ученик ставил дату и при-ступал к списыванию текста. Судя по датам в «тетрадях», норма переписки в день была в 3 страницы. Тексты для переписки под-бирались с таким расчетом, чтобы содержание способствовало вос-питанию чиновника. Большей частью это были наставления, насквозь пронизанные бюрократической моралью: «сгибай спину перед твоим начальником», «не сиди, если стоит тот, кто старше тебя или выше тебя по должности», всячески восхваляется поло-жение писца и перечисляются преимущества этой работы по срав-нению с положением ремесленников и земледельцев.
Кроме того, переписывали религиозные тексты, сказки, гим-ны и т.п. Для упражнения в стилистике ученики копировали письма различного содержания.
Большое внимание уделялось счету. До нас дошли школьные «тетради» с решением задач. Задачи имели узкопрактический ха-рактер, учащегося обучали вычислять объемы закрома и амбара, площадь участка поля, определять необходимое количество рабо-чей силы для различных работ, количество продовольствия для рабочих отрядов и т.п. Ученики знали 2 действия арифметики (ум-ножение и деление производили путем последовательного сложе-ния и вычитания), вычисляли площадь и объем различных геомет-рических фигур; они умели даже вычислять площадь круга и знали число π, которое у них равнялось 3,16(они делали ошибку всего в 0,02, т.к. число π=3,14). Дроби употребляли только с единицей в числителе (кроме ⅔ и ¾), умели решать уравнения с одним неиз-вестным, неизвестное называли словом «куча». В «тетрадях» за-писывали ход решения задачи и ответ, нередко после ответа стоит фраза: « ты нашел хорошо». Сохранилось несколько так назы-ваемых математических папирусов, один из которых хранится в Москве в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Кроме наук, в школе обучали гимнастическим упражнениям и плаванию, большое внимание уделялось воспитанию хороших ма-нер.
Существовали школы при храмах, где, помимо общих пред-метов, давали религиозное образование, а, кроме того, обучали ас-трономии и медицине.
Медицина достигла сравнительно высокого уровня, несмотря на то, что магия играла в ней большую роль. Благодаря обычаю бальзамировать умерших, для чего необходимо было вскрывать трупы, египетские жрецы хорошо знали внутренние органы чело-века – сердце, желудок, печень, селезенку, мозг. Они знали кро-вообращение, считали пульс, наблюдали «жар крови» при заболе-вании. Сохранились медицинские папирусы с диагнозами заболе-ваний и прогнозами результатов лечения, там же имеются для взрослых, детей и младенцев.
Дети высшей египетской знати обучались в военных школах, откуда выпускали начальников войск. Наиболее привилегированной была школа колесничих, куда даже дети из богатых семей попадали по протекции.

ВОСПИТАНИЕ В ИНДИИ
История педагогики под редакцией Н.А. Константинова, Мо-сква 19882г.
В глубокой древности зародилась и укрепилась школа в Ин-дии. На протяжении тысячелетий там сохранила свое существова-ние так называемая общинная школа, создаваемая общинами про-стых земледельцев. Наряду с ней большое значение имели школы в городах, при храмах для детей знати и богатых семей.
Педагогическая энциклопедия в 4-х томах под редакцией И.А. Кар-пова, Москва 1964 г.
В III тысячелетии до н.э. в долине Нила возникли первые рабо-владельческие государства. Археологические памятники около поселений в районе Хараппы и Мохенджо-Даро свидетельствуют о высокой культуре этих городов. Там были найдены также надпи-си, но они еще не расшифрованы. К середине II тысячелетия до н.э. эти города приходят в упадок, и новые рабовладельческие общества образуются в долинах рек Ганга и Джамны. Основными источниками для изучения этого периода являются Веды, древ-нейший памятник религиозной литературы. Веды были записаны в так называемым ведийском санскритом значительно позже их воз-никновения. В Ведах, а также в Упанишадах – религиозно-философских произведениях, сохранились сведения о школах для двух высших сословий («варны»): брахманов и кшатриев.
Во главе школы стоял учитель, несколько учеников жило у него до окончания учения (от 6-12лет до 22-24 лет). Прием в школу об-ставлялся с большой торжественностью, его называли «вторым рождением». Учитель говорил, что он принимает ученика, затем ученику сообщали его дополнительных обязанностях: рано утром собирать топливо, поддерживать огонь в очаге, совершать религи-озный обряд возлияния водой, вести хозяйство. Ученику выдава-ли одежду особой формы и особого рода пояса, в зависимости от того, был ученик брахманом или кшатрием. Установленной платы за обучение не было, но родители ученика дарили учителю раз-личные подарки.
Часть дня была посвящена занятиям. Они состояли, прежде всего, в заучивании стихов, гимнов и других религиозных текстов. Учи-тель произносил несколько фраз, ученики повторяли их, пока не запоминали. Таким образом, учли наизусть целые тексты. При этом строго следили за точностью передачи, не изменяя ни одного слова.
Кроме того, в школах обучали философии и красноречию, это бы-ло необходимо для умения вести диспуты на религиозно-философские темы. Брахманы, которые получали в этих школах образование, становились жрецами. Кшатриев обучали также во-енному делу, так как варна кшатриев занимала высшие военные должности. Вайшье (3-я варна) тоже имели право обучаться в этих школах, но практически такие случаи неизвестны. Из ведической литературы известны предметы, которым обучали юношей: грамматика, литература, математика, история, музыка, медицина, этика, танцы. Кроме жрецов и военных, из этих школ также выхо-дили сборщики налогов и дани, казначеи и другие чиновники.

ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

Во II тысячелетии до н.э. появляются первые рабовладельческие государства в долине реки Хуанхэ. От этого времени до нас дош-ли письменные памятники – надписи на костях и панцирях черепах (датируются XIV веком). На рубеже II и I тысячелетий до н.э. по-являются летописи на бамбуковых и деревянных планках, на шелку начали писать в III веке до н.э., а бумага – изобретение древних китайцев, появилась в 105 г. н.э. Таким образом, письменность, а вместе с нею писцы и обучение грамоте появляются в Китае во II тысячелетии до н.э.
В III-м и II-м тысячелетиях до н.э. существовали общинные школы, в которых бесплатно обучали юношей стрельбе из лука, песням и обрядам. В середине I-го тысячелетия до н.э. к этим трем предметам добавились еще три: управление конем, письмо и счет. Двум последним не придавали большого значения, писец занимал в обществе незначительное положение и считался рангом ниже во-енных начальников. При дворе были писцы, которые назывались «левый» и «правый». Правые записывали «дела», то есть собы-тия, а левые – «слова», то есть речи ораторов. В последствии за-писи «дел» и «слов» были объединены в летописи.
Когда в Китае окончательно сложилась рабовладельческая деспо-тия, там был создан бюрократический аппарат, состоявший из многочисленных чиновников. Для их обучения были открыты специальные школы.
В III веке до н.э. при царе Цинь Ши-хуанди была проведена уни-фикация всех иероглифов (до этого времени в различных провин-циях одни и те же знаки писали по-разному). Это облегчило обу-чение грамоте (хотя и после реформы число знаков достигало не-скольких тысяч).
Обучение начинали с 6-7 лет, сыновья богатых обучались дома.
На первой ступени обучения ученики с голоса заучивали фразы, тексты, написание и значение иероглифов. На второй ступени к этому добавлялось обучение стилистике и правилам стихосложе-ния. Тот, кто хотел стать чиновником или ученым, должен был сдавать ряд экзаменов в течении нескольких лет.
Ко времени династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.) в Китае получи-ли развитие многие науки – математика, философия, история, строительное дело, астрономия, медицина, гидротехника. В XXVIII веке до н.э. впервые в истории человечества было зареги-стрировано первое солнечное затмение.
В I веке до н.э. был написан трактат «Математика в 9 главах» с задачами по арифметике, алгебре, геометрии. Сохранились тракта-ты по медицине, сельскому хозяйству, фармакологии.
Высшее образование заключалось в обучении ораторскому искус-ству и философии. Ученики должны были усвоить всю «мудрость», накопленную веками и выраженную в песнях, преданиях, обрядах.
Школы, где обучали красноречию и философии, создавались при философах, которые брали плату за обучение (Конфуций, напри-мер, требовал, чтобы ученики приносили ему связку сушеного мя-са). Известны школы таких философов, как Конфуций, Лао-цзы, Мэн-цзы. Мо-цзы и другие. Самая большая школа была у Кон-фуция; он обучал около 3 тысяч человек, но из них только 70 ов-ладели его учением. У Мо-цзы было 300 учеников. В этих школах юношей готовили к политической и дипломатической карьере. Они должны были хорошо говорить, знать все приемы в споре и одер-живать победу над противником в полемике. Для этого юношей обучали философии, красноречию, умению вести диспут.
Конфуций обучал методом вопросов и ответов, все обучение было, устным и все тексты и приемы запоминались путем многократного повторения. Это первая часть обучения – риторика, вторая часть – логика – состояла в изменении «названий» и приведении их в со-ответствие с «делом». Овладение этими предметами было основой ораторского искусства.



ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Е.И. Зейлигер-Рубинштейн Очерки по истории воспитания и педагогической мысли, Москва 1978г.
Древняя Греция состояла из ряда небольших рабовладельче-ских государств. Из них наиболее известна Лакония с главным го-родом Спартой и Аттика с главным городом Афинами.

История педагогики под редакцией М.Ф. Шабаевой, Москва 1981 г.
Древняя Греция – страна, объединившая множество рабовла-дельческих городов-государств – полисов. В истории Греции осо-бое значение имели 2 полиса – Афины и Спарта. В каждой из них сложилась особая система воспитания, своеобразие которых было обусловлено, с одной стороны – закономерностям рабовладельче-ского строя вообще, и с другой стороны – особенностями развития данной страны.
Обучение детей в Спарте
Спартанское государство было одним из самых ранних госу-дарств в Древней Греции. Оно возникло в начале IX века до н.э. в результате вторжения на территорию Лаконии племенных группи-ровок дорян, завладевших землей и подчинивших себе местных жителей.
Население Спарты резко делилось на спартиатов - господ-ствующий класс, завоеватели, периэков – граждан имущих, лично свободных, но лишенных политических прав и илотов - порабо-щенных людей, лишенных всяких прав, но оставленных завоевате-лями на их прежней земле, ставшей собственностью государства. Следствием жестокой эксплуатации илотов были их частые вос-стания. Это заставляло спартиатов силой оружия поддерживать свое господство. В связи с этим, быт спартов имел своеобразную военизированную форму – все взрослое мужское население спар-тов составляло войско, которые держало рабов-илотов в постоян-ном страхе и повиновении.
В этих условиях сложилась особая спартанская система госу-дарственного образования и воспитания, целью которой была под-готовка из детей спартиатов воинов, стойких и закаленных. Госу-дарство контролировало семейное воспитание детей с момента их рождения. Старейшины осматривали новорожденных, и только здоровых передавали обратно отцам, слабые же уничтожались – по преданиям их бросали в Тагетскую пропасть.
Малышей, как правило, воспитывали матери, с помощью кор-милиц-рабынь. Часто это были женщины образованные, уже имев-шие опыт по воспитанию и ухаживанию за детьми, имевшие педагогический опыт. Кормилицы заботились о жизни и здоровье детей, закаляли их, прививали свойственные спартиатам навыки и манеры поведения.
Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства, трудности, возможные в будущих военных походах.
В 7 лет мальчиков забирали из семей и помещали в специаль-ные государственные воспитательные учреждения – ангелы, где они находились до 18 лет. Воспитанием в ангелах руководили пе-дономы – люди, специально выделенные государством. Наиболь-шее внимание в них уделялось военно-физической подготовке де-тей – их учили бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов и главное их занятие – физический труд.
Образование в ангелах ограничивалось обучением письму и счету. Особое внимание уделялось развитию у детей уменья четко и кратко отвечать на вопросы.
Воспитание было делом всей спартанской общины, часто военачальники, государственные деятели посещали ангелы, вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях, вразумляли и наказывали провинившихся.
Важным средством воспитания будущего война и рабовла-дельца было участие подростков 14-15 лет в криптиях – ночных облавах и истреблении наиболее строптивых рабов.
С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную под-готовку в эфебии, затем они зачислялись в войско. Только с 30 лет молодые спартиаты считались полноправными гражданами.

Девочки воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка, приучение их управлению рабами. Когда мужчины уходили на войну, женщины сами охраняли свой город и держали в подчинении ра-бов. Девушки участвовали в общественных празднествах и спор-тивных состязаниях.

ВОСПИТАНИЕ В АФИНАХ
Афины представляли собой наиболее развитое рабовладель-ческое государство – демократическую республику, которая дос-тигла своего расцвета в V веке до н.э. Афины оставили человече-ству богатое наследство в области философии, искусства, литера-туры, и в других областях, в том числе и в педагогике.
Воспитанию и обучению детей и юношества в Афинах прида-валось большое значение. Афиняне стремились при этом к сочета-нию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека, так как считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом и в нравственном отношении.
До 7 лет все дети воспитывались в семье, часто с помощью кормилиц. Большое внимание уделялось физическому развитию детей. Заботясь об умственном воспитании маленьких детей, им рассказывали, читали литературные произведения. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания.
С 7 лет мальчики посещали различные школы. До 13-14 лет они учились в школе грамматиста и кифариста. В школе граммати-ста дидаскалы обучали детей счету, чтению, письму. Счету учили при помощи пальцев, использовались так же камешки и специаль-ную счетную доску, напоминающую счеты. Писали дети на воще-ных досках тонкими палочками – стилем.
В школе кифариста мальчики получали литературное образо-вание, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием. Учили петь, декларировать, играть на музыкальных инструментах.
Обучение в этих 2 школах могло проходить одновременно или сначала в школе грамматиста, затем кифариста.
В 13-14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали 5-борьем, в которое вхо-дили: бег, борьба, метание копья, метание диска и плавания. Наи-более уважаемые граждане вели с учениками беседы на политиче-ские и нравственные темы.
Богатые граждане Афин отдавали своих детей в гимнасии ( в более позднем звучании – гимназии), где их обучали философии, литературе, готовили к управлению государством.
В 18 лет юноши переходили в эфебию, где в течении 2 лет продолжалась их военно-физическая подготовка.
Такое разностороннее образование было доступно лишь де-тям крупных землевладельцев. Для большинства же свободного населения – демоса – оно заканчивалось в палестре. Рабы были полностью отстранены от образования.
Жизнь афинских женщин была ограничена семейным кругом и проходила на женской половине дома, в гинекее.
ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ

Е.И. Зейлигер-Рубинштейн Очерки по истории по истории воспитания и педагогической мысли, Москва 1978 г.
В Древней Греции мы встречаемся с новым важным явлением, относящимся уже не к истории школы, а к истории педагогической мысли – с зарождением педагогической теории. Правда, педа-гогические теории еще не выделились как таковые, они только возникают в недрах не вполне расчлененной науки, в основном при освещении философских и социально-политических проблем.
В Древней Греции в период между V и VI веками до н.э. вос-питание становится особой и определенной функцией общества. Оно осуществляется в школах, где дети свободных членов общест-ва получают разностороннее образование, гармоническое разви-тие: физическое, умственное, нравственное и эстетическое.
Школы Древней Греции – это организованные учебно-воспитательные учреждения. Термин «школа», видимо впервые в это время появившийся, сохраняется в дальнейшем в основных ев-ропейских языках. Учитель именуется дидаскалом, то есть челове-ком, который учит. Педагогом, в противоположность более позд-нему времени, называется не учитель, а лицо, сопровождающее ученика в школу, обычно – раб.
Организация школ и содержание обучения в них, школьная политика вообще, определялись политикой государства. Уже в это время обнаруживаются черты воспитания, которые впоследствии станут основой для дальнейшего развития педагогической науки и школы. Это, главным образом, глубокий интерес к личности под-растающего человека, особенностям его возраста, к определению факторов и движущих сил развития. Юношей не изолируют от об-щества старших, ученые и философы проводят беседы с ними. Об-наруживается тенденция внести в школу науку, достигшую в эту пору в Древней Греции своего расцвета.
Большим уважением пользуется учитель. Для управления всем делом воспитания детей и молодежи государство назначает наиболее опытных и уважаемых граждан. Значение, которое при-дается воспитанию, побуждает к созданию педагогических теорий, а само их возникновение свидетельствует о зарождении науки о воспитании.
История педагогики под редакцией М.Ф. Шабаевой, Москва 1981 г.
Именно в Древней Греции начинается зарождение элементов педагогической мысли в рамках философии. Наибольшую разра-ботку они получили в учениях античных мыслителей: Демокрита, Платона и Аристотеля.
Мысли Демокрита о воспитании имеют важное значение в ис-тории педагогических идей. На основе своей атомистической тео-рии, Демокрит выдвинул материалистическую концепцию разви-тию личности. Он считал, что становление личности человека за-висит от его природы и воспитания, которые он понимал так же как обучение, упражнение. Огромное значение Демокрит придавал среде, примеру взрослых («Благомыслие отца – лучшее наставле-ние детям»), словесному воздействию, воспитанию убеждениями и доводами, приучению к труду, без которых дети не могут обучать-ся «ни письму, ни музыке, ни гимнастике,… ни способности сты-диться».
В дошедших до нас фрагментах трудов Демокрита отражено требование начинать воспитание детей с малых лет.

Педагогические идеи Платона составляют органическую часть его социальных воззрений и подчинены общим задачам ук-репления рабовладельческого аристократического государства.
Основное положение в философских воззрениях Платона за-нимает идея идеального государства. Оно основано на разделении труда между 4 разрядами свободных граждан: философами, война-ми, ремесленниками и землевладельцем. Каждый разряд должен выполнять только свои обязанности и не вмешиваться в функции других. В учении о делении граждан на разряды Платон руково-дствовался своей классификацией частей души. Платон выступил с учением о делении мира на мир идей и мир вещей. По его идеали-стическому учению, духовная часть человека – его душа живет до своего вселения в телесную оболочку в мире идей. Душе свойст-венны 3 части: разумная, волевая и чувственная, но одна из всегда преобладает, и это зависит от того, среди каких идей обитает ду-ша. Трем частям души у Платона соответствуют 3 добродетели: мудрость, мужество и умеренность. Вселившись в свое временное обиталище – тело, бессмертная душа человека определяет возмож-ности его развития и места в обществе.
Имеющие душу с преобладанием разумной части станут пра-вителями – философами, волевой – войнами, чувственной - ремес-ленниками и земледельцами. Первые 2 разряда - привилегирован-ные: философы управляют, войны охраняют государственный по-рядок; функция же ремесленников и земледельцев – материальное обеспечение привилегированных. В государстве Платона сохраня-лись рабы, составлявшие низший социальный слой, не имевший каких-либо прав, главной деятельностью которых является труд.
В соответствии с основами построения идеального государст-ва, Платон разрабатывает и систему взглядов на воспитание и об-разование в идеальном государстве.
Воспитание, по мнению Платона, обозначает воздействие взрослых на детей, формирование в них нравственности и добро-детели. В понятие учения он включал приобретение знаний по-средством изучения наук, а главное свойство науки состоит в том, что «она будит душу пользоваться мышлением для истины».
Платон считал, что внутренней основой воспитания малень-ких детей являются эмоции. Он утверждал, что первые детские впечатления – это наслаждение и страдание, и что они окрашивают детские представления о добродетели и благе.
Особое значение как средству воспитания он придавал играм, а так же чтению и рассказыванию детым литературных произведе-ний, мифов. При этом он считал необходимым установить законо-дательно, что именно нужно читать и рассказывать маленьким де-тям.
Платон так же требовал, что бы взрослые следили за детски-ми играми. Дети должны строго выполнять правила игры, не вно-сить в них каких-либо новшеств. Иначе, приучившись к этому в игре, они захотят внести изменения и в законы государства, а это по мнению Платона не допустимо.
В то же время Платон считал, что «все науки надо препода-вать детям не насильно, а играючи», большое место в воспитании он отводил песням и танцам.
В своем трактате «Государство» Платон выдвинул идею об-щественного воспитания детей с самого младшего возраста и предложил определенную систему ее организации. С 3-х до 6-ти лет всех детей всех жителей города или поселка нужно собирать в особых местах для игр. При этом специально назначенные стра-жами закона женщины должны следить за порядком и руководить ими. С 6-ти до 12-ти лет – дети в государственной школе учатся читать, писать, считать, а так же петь и играть на музыкальных инструментах. С 12-ти до 16-ти лет они посещают палестру, где главное внимание уделяется разностороннему физическому воспи-танию. С 16-ти лет юноши изучают арифметику, геометрию, ас-трономию, преимущественно с практическими целями (военная подготовка). С 18-ти до 20-ти лет они в эфебии получают специ-альную военно-физическую подготовку. На этом этапе заканчива-ется образование тех, кто по своим возможностям должен остаться в разряде воинов, ремесленников, земледельцев и купцов. Лица же у которых преоблада

Категория: Мои статьи | Добавил: Lusik (05.03.2011)
Просмотров: 4014 | Рейтинг: 5.0/1 |
Copyright MyCorp © 2014
Поиск
Статьи
Кадры анимации игры Saboteur 2
ПРОТОКОЛ ОПРОСА ОЧЕВИДЦА НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ
Решение проблемы Connection Close Gracefully
Как собрать все URL ссылки с сайта?
Как раскрутить свой блог?
Поддержка мультитач в GameMaker
Дальмостострой
Трест «Мостострой-10»
Как спрятать вирус
Разработка системы планирования и контроля на предприятии по переработке макулатуры мощностью 170 тыс. тонн в год
Категории раздела
1С Программирование [3]
Антивирусы [1]
Документы [19]
Дистрибутивы [0]
Дистрибутивы
Зараоток [2]
Программирование [5]
Железо [2]
Софт [1]
Софт
Офисное [1]
Патчи, таблетки [0]
Патчи, таблетки
Мультимедиа [0]
CD DVD BlueRay [0]
Мои статьи [46]
Game Maker [1]
Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 0
Гостей: 0
Пользователей: 0


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz